Экономический эффект применения местных материалов
Местные материалы особенно выгодно использовать в случае близкого их местонахождения от строительства, поскольку транспортные расходы при этом существенно снижаются.
Максимальная величина экономически эффективного расстояния перевозки определяется дорожно-строительными свойствами данного материала, а также обеспеченностью района строительства другими местными материалами. Обычно экономически эффективное расстояние перевозки местных дорожно-строительных материалов таково, что позволяет доставлять их на место работ автомобильным транспортом, в отличие от привозных материалов, для доставки которых используются железнодорожный и водный транспорт.
Для определения физико-механических свойств дорожно-строительных материалов, помимо визуального описания месторождения при изысканиях, осуществляются лабораторные испытания отобранных или специально изготовленных образцов, в результате которых устанавливается возможность укладки материала в тот или иной конструктивный слой дорожной одежды для данной дорожно-климатической зоны и необходимость предварительной обработки.
Следует отметить, однако, что в настоящее время многие вопросы целесообразного использования местных материалов разработаны еще недостаточно. Слабо изучены зоны распространения, запасы и основные свойства местных дорожно-строительных материалов, недостаточно разработаны и обоснованы рациональные пути и методы использования этих материалов в конструкциях дорожных одежд. Многие местные материалы не имеют достаточно обоснованных и проверенных методов оценки их качества.
Важной задачей является дальнейшая разработка эффективных методов оценки качества и возможного улучшения местных материалов, а также обобщение опыта их применения в дорожном строительстве. Детально местные материалы и способы их использования освещены в специальной литературе.
При использовании местных разнопрочных каменных материалов в ряде случаев целесообразно организовать их обогащение по прочности, под которым подразумевается комплекс производственных операций, обеспечивающих получение материала необходимой прочности и долговечности. Процессы обогащения слагаются из операций, имеющих целью отделение тех частиц, которые снижают качество материала, и из разделения оставшегося материала по классам прочности с целью использования его в различных слоях дорожной одежды.
При отсутствии в районе строительства местных материалов дорожные одежды проектируют из слоев грунта, укрепленного различными способами. Это существенно снижает стоимость строительства в сравнении с использованием привозных материалов и позволяет значительно повысить темпы производства работ.
Разнообразные методы укрепления грунта и устройства дорожных одежд с применением слоев укрепленного грунта имеют первостепенное значение для сельскохозяйственных дорог.
< Предыдущая | Следующая > |
---|