Новые методы создания сводчатых конструкций

Новые методы создания сводчатых конструкций

23.07.2012 14:57

Новые методы создания сводчатых конструкций, концентрация сжимающих усилий в системе пересекающихся легких ребер сводов позволили архитекторам готики перекрывать любые нужные им пролеты, как, например, в Амьенском соборе (Франция), где пролет свода составляет 14м. Крестовый ребристый свод является весьма совершенной несущей конструкцией. Стройные, узкие "служебные" колонны, выступающие из ядра столба, тянутся вверх и переходят в нервюры свода, который, как мы видим на примере Мейссенского собора, в виде четких готических конструкций пролет за пролетом продолжается вплоть до алтарной части здания. Как и в большинстве готических церковных зданий, на строительстве собора трудились многие поколения его созидателей, которые начиная с 1285 г. свыше 100 лет работали над совершенствованием этой церкви, состоящей в полном соответствии с прогрессивными для того времени архитектурными канонами из трех равных по высоте нефов.

Такое же впечатление четкости производит ребристая структура в здании собора в Бад Доберане. Однако в период поздней готики ясная структура ребер все чаще пронизывалась декоративным геометрическим узором. В этом орнаменте невозможно отыскать истинные несущие конструкции свода, воспринимающие и передающие нагрузку. По мнению К.Зигеля, "декоративные нервюры.относятся к категории графических узоров, а не к группе несущих структурных форм".

Уходящие в пустоты нервюры, которые мы видим, например в своде зала Владислава на Градчанах в Праге, сигнализируют о потерянных связях с первоначальными традиционными функциями ребер крестового свода. Ребра взаимно пересекающихся поверхностей свода особенно настойчиво проникают в архитектуру светских построек, являясь там как бы рудиментарными элементами, утерявши ми свои первоначальные несущие функции, и переходя в разряд чисто декоративных элементов нового вещественного языка форм. В этом смысле богатые примеры дает нам зал Коперника в замке г.Ольштына (ПНР).

Останавливаясь на конструкциях звездчатых сводов поздней готики, ограничимся двумя интересными примерами, которые в историческом и в пространственном аспектах представляют так называемые веерные своды — структурную форму, появившуюся в эпоху поздней готики. В зависимости от точки зрения в этой звездообразной структуре свода можно усмотреть ребра, расходящиеся как бы лучами из одной точки, и ребра, встречающиеся в общей точке их концентрации; поэтому веерные своды называют также пальмовыми, лучевыми и коническими. Веерный свод возник из стремления сделать переход между ребрами, пятой свода и колонной возможно более плавным и незаметным.

Не менее впечатляет и другой пример из английской поздней готики. В капелле Королевского колледжа в Кембридже (основана в 1446 г.), на внутренней лестнице церкви Христа в Оксфорде, построенной в 16 в.

Свод покрытия церкви Святой Марии в Гданьске (ПНР), середина Х1У — начало 16 в. Пышная конструкция свода была выполнена мастером Г.Хетцелем в 1499 - 1502 гг. Как пишут Г.Дегио и Е.Галль, это была "самая большая церковь на всем побережье Балтики. Громадные залы, выполненные в неоштукатуренных кирпичных конструкциях, обладают необычайной силой воздействия на зрителя, как ни в одной другой церкви эпохи поздней готики. Высота богато орнаментованного сетчатого свода в его наивысшей точке — около 27 м.