Веерная структура куполов

Веерная структура куполов

23.07.2012 14:57
Веерная структура куполов

Веерная структура находит оптимальное соответствие в природе, например в форме пальмового листа; в наше время эта оптическая аналогия с природой использована П.Л.Нерви в его смелых консольно-балочных структурах Дворца труда в Турине (Италия). В последних примерах наблюдается уплотнение несущей структуры (как ребер пальмового листа, так и консольных балок) в центральной точке передачи нагрузки на стебель или на свободно стоящую колонну, т.е.

 Зал Владислава на Градчанах в Праге с вьющимися ребрами свода, построенный в конце 16 в. Бенедиктом Ридом. "Имеющий 62 м в длину и 16 м в ширину этот зал сводчатой структуры с его 13-метровой высотой может считаться самой большепролетной светской постройкой Средневековья" имеет место четкая аналогия несущих принципов консольно-балочной структуры и принципов, заложенных в структуру веерных сводов.

Дошедшие до нас сооружения поздней готики и Возрождения более, чем сооружения других архитектурных эпох, олицетворяют в своем внешнем выражении политические, идеологические, социальные и экономические условия своего времени. Готические соборы воздвигались с ярко выраженной вертикальной тенденцией несущих каркасных элементов. Н.Брунов отмечает," люди готической эпохи представляли себе интерьер кафедрального собора как отображение небесного Иерусалима, как сотканный из света нематериальный образ, представляющий небо на земле. Впечатление чуда достигалось тем, что камень, примененный в интерьере сооружения, казалось, работал так, как он не может работать в силу своих свойств; это достигалось за счет вывода наружу контрфорсов и аркбутанов таким образом, что они вообще отсутствовали в интерьере. Прозрачный, просвечивающий характер готического сооружения соответствовал идеалам времени, отвергающим действительность".

Возникновение Ренессанса как архитектурного стиля было тесно связано с прогрессивным развитием общественных отношений в Италии.

Роль итальянских городов как посредников в торговле между Западной Европой и Византией, черноморскими государствами и странами Востока привела к росту могущества этих городов, к появлению в них сильной и уверенной в себе прослойки богатых горожан, предшественников нового общественного класса — буржуазии. Их мировоззрение совершенствовалось, постепенно отходя от полусознательного восприятия своего существования, столь характерного для средневековья, и приближаясь к прогрессивному осознанию сути человеческой личности и ее духовных потребностей. В этом возрождении характерного для античного времени мировосприятия "человек с его гуманистическими взглядами занимал центральное место, провозглашая принцип реализма как основу всего искусства эпохи Ренессанса". Архитектура того времени "стремится к материализации новых идей, она пытается вернуть архитектурному сооружению масштабность и массовость. Создать спокойные, четкие и осязаемые объемные формы — такова была цель высокого Возрождения. Результатом названных тенденций было строительство центрических купольных сооружений итальянского Ренессанса, в то время, как в других европейских странах, расположенных к северу от полуострова, строились лишь устремленные к небу французские кафедральные соборы и немецкие зальные церкви, являвшие собой рыхлые бестелесные архитектурные образы раннего средневековья".