Опирание парусных куполов
Парусные купола опираются на короткие цилиндрические своды, которые, в свою очередь, в местах своего пересечения передают нагрузку на столбы, решенные в виде пространственных систем тромпы передают нагрузку от куполов на квадратные основания. В ансамбле Шах-и-Зинда преобладающая форма оконных проемов и куполов - стрельчатая арка.
Типичным примером внешней пышности азиатских куполов может служить купольная башня мавзолея Гур-Эмир в Самарканде. Господствующие над окружающей застройкой купола базара в Бухаре, напротив, эффектны за счет своей утилитарной конструктивной структуры. Привлекает внимание также богатство купольных форм, которые мы видим на гравюре Е.Фландена, где изображен старый Багдад. Маленький неказистый купол шарообразной формы над зданием постоялого двора в центре рисунка расположен напротив восьмиугольной башни, изображенной справа. Позади башни возвышаются купола луковичной формы, которые (снова цитируем Ф.Харта) "являлись разновидностью купольного профиля ... и возводились в Персии во времена Тимуридов, а позднее применялись в исламских и итальянских постройках". Ниже по течению реки видны сводчатые остатки двойного купола, покоящегося на руинах короткого барабана. Оба купола, внешний и внутренний, своей формой придают интерьеру и внешней архитектуре здания своеобразное звучание; здесь также следует упомянуть и о возможности уменьшения распора купола за счет пригруза от собственной массы купольного барабана.
Двойной купол получил широкое распространение как в конструктивном, так и в художественном отношениях во времена итальянского Возрождения, когда процесс его совершенствования был полностью завершен. Построенный Брунеллески купол собора во Флоренции, а также возведенный Микельанджело 12 лет спустя купол собора Св. Петра в Риме представляют собой наиболее монументальные решения двойных куполов, которые и в последующие периоды истории архитектуры считались самыми крупными купольными сооружениями, выполненными в массивных конструкциях.
Особой силой воздействия на зрителя отличаются луковичные купола русских церквей, возведенных в минувшие столетия и испытавших на себе влияние архитектуры Востока ввиду тесных связей, существовавших у Древней Руси с азиатскими странами.
Начиная с 18 в. для несущих конструкций зданий и сооружений во всевозрастающем объеме стало применяться железо. Перед зданием музея в Пскове выставлена такая железная несущая конструкция церковного купола. В ее строении легко прослеживается система передачи внешней нагрузки за счет совместной работы горизонтальных кольцевых элементов каркаса и изогнутых стержней меридионального направления.
Помимо старинной техники возведения массивных толстостенных куполов, отличающихся постоянным сечением своих стенок, развивалось и строительство ребристых куполов. Их происхождение берет свое начало в разборных конструкциях легких конусообразных шатров и шаровидных куполов кочевых народов. Переход на иной строительный материал, применение долговечного камня для возведения куполов обусловили разделение элементов ребристых куполов на элементы воспринимающие и элементы передающие нагрузку. Этим был сделан шаг к тому, чтобы ориентировать усилия, возникающие в конструкции купола, в необходимом направлении, обеспечить пространственную работу всех элементов купола, связав их воедино.
< Предыдущая | Следующая > |
---|