План трассы
План трассы часто состоит из отрезков прямых линии, соединенных между собой кривыми, которые проектируют для обеспечения плавного и безопасного перехода автомобиля с одной прямой на другую, смежную с нею, а также для хорошего сочетания дороги с местным ландшафтом.
Кривые в плане трассы обычно проектируют по дугам окружности. Каждая кривая в этом случае характеризуется величиной угла поворота а и радиусом кривой R.
Элементами кривой являются: радиус R, угол поворота а, длина К=АВС; тангенс (расстояние от вершины угла до начала или конца кривой) T=AD = DC, биссектриса B = BD, домер (разность между двумя тангенсами и кривой) D = 2T—К.
По заданному R и измеренному а по таблицам кривых или тригонометрическим формулам находят остальные элементы кривой.
План трассы состоит из трех отрезков прямых линий, характеризуемых их длиной и румбами направлений, и двух кривых, характеризуемых значениями a, R, Т, К и Б. Кроме того, на плане трассы изображены километры (км), пикеты (ПК), ситуация вдоль трассы, а также местоположения начала кривой (НК) и конца кривой (КК).
Для обеспечения плавного перехода автомобилей с прямолинейного участка пути на криволинейный (и наоборот) при радиусах кривых менее 2000 м на дорогах общей сети устраивают переходные кривые, которые характеризуются радиусами переменной кривизны.
Наименьшие длины переходных кривых в зависимости от радиуса круговой кривой R колеблются от 30 м (при Я = 30 м) до 120 м (при R от 600 до 2000 м).
Применяются три вида переходных кривых, характеризующихся следующими зависимостями:
1) радиоида;
2) кубическая парабола;
3) лемниската Бернулли.
Иногда переходную кривую заменяют несколькими круговыми кривыми разных радиусов. Такая составная кривая называется коробовой.
Наибольшее распространение получила радиоида (клотоида). Ее траектория наиболее близко соответствует равномерно-поступателыюму движению автомобиля при вращении руля с одинаковой угловой скоростью. Кубическая парабола может применяться при небольших углах поворота переходной кривой (до 24°).
Лемнискату Бернулли можно применить при малых радиусах и больших углах поворота.
Закругление, состоящее из двух переходных кривых и круговой кривой между ними, называется составной кривой.
Зная радиус R и длину переходной кривой s, можно рассчитать элементы составной кривой, пользуясь соответствующими таблицами и формулами.
Длина переходной кривой назначается из условия плавного нарастания центробежного (поперечного) ускорения; для обеспечения удобного проезда пассажиров по кривой величину этого ускорения для дорог низших технических категорий принимают равной 1,0 м/сек.
Обозначая скорость движения через v км/ч, приходим в этом случае к расчетной формуле
< Предыдущая | Следующая > |
---|