Схемы перевозок
В зависимости от организации сельскохозяйственного производства могут быть две схемы перевозок:
1) продукция полей вывозится в определенные пункты внутри хозяйства, там обрабатывается (или хранится), а затем вывозится на государственные заготовительные пункты;
2) продукция полей обрабатывается на месте и вывозится на заготовительные пункты.
Начертание сети внутрихозяйственных дорог зависит от осуществления той или иной схемы организации перевозок.
По сравнению с дорогами общей сети существенное отличие начертания сети сельскохозяйственных дорог заключается в том, что в данном случае проектировщик имеет дело не с начальной контрольной грузообразующей точкой проектируемой дороги, а с полем, представляющим собой грузообразующую площадь, расчлененную сетью полевых дорог, где рациональная организация перевозок зависит от особенностей производства ведущей сельскохозяйственной культуры.
Начертание сети полевых дорог зависит от формы и размеров сторон полей севооборота, которые крайне нежелательно перерезать густой сетью внутрихозяйственных дорог, ввиду существенного снижения производительности, перерасхода горючего, снижения качества работ и увеличения износа машинно-тракторных агрегатов.
Соответственно требованиям рациональной организации территории полей севооборотов, поля должны быть равновелики по площади, правильно размещены по условиям рельефа и почв. Выполнение этих требований создает условия для равномерного выхода валовой продукции по годам ротации севооборота и для равномерной ежегодной потребности в транспортных средствах и рабочей силе.
Формы и размеры полей севооборота должны обеспечивать возможность наиболее производительного и агротехнически правильного выполнения механизированных работ. С этой целью поля севооборота обычно проектируют в форме прямоугольников, минимальная длина которых определяется целесообразной длиной рабочего хода тракторных агрегатов.
По мере увеличения длины рабочего хода агрегата происходит снижение потерь на холостые заезды и в связи с этим повышение его производительности при выполнении основных полевых работ (вспашка, посев, комбайновая уборка). Соответственно росту потерь на холостые заезды увеличивается и расход горючего на единицу выполненной работы. Однако увеличение длины рабочего хода свыше 1500—2500 м уже не дает практически заметного повышения производительности.
Наиболее целесообразная длина поля: 2000—3000 м в южных степных районах (где преобладают мощные гусеничные тракторы); 1500—2000 м в лесостепных и центральных районах (где площади полей обычно меньше и тракторы средней мощности). В нечерноземной полосе имеет место значительная расчлененность пахотных земель и площади полей невелики. Там используют тракторы меньшей мощности, а целесообразной длиной поля считается 1000—1500 м.
Ширина полей устанавливается в соответствии с их площадью и с учетом объема работ, выполняемых тракторными агрегатами в поперечном направлении (перекрестный сев, культивация пропашных культур). В севооборотах, где пропашные культуры занимают 40—50% площади, затраты на поперечные работы довольно существенны и ширину полей севооборотов желательно иметь не менее 500—600 м.
Для крупных полей (площадью 300—400 га и более), встречающихся в совхозах и колхозах степных районов, наиболее целесообразна с точки зрения сельскохозяйственных механизированных работ квадратная форма поля, поскольку при этом обеспечивается экономичная длина рабочего хода агрегатов (около 2000 м). Для полей малых размеров целесообразна прямоугольная форма с длиной также около 2000 м, но с меньшей шириной.
Поскольку поля севооборота нежелательно пересекать полевыми дорогами, очевидно, что сеть таких дорог целесообразно начертать в виде прямоугольников, стороны которых совмещены с границами полей севооборота. При этом каждая такая дорога может обслужить два смежных, примыкающих к ней поля. Расстояние между дорогами должно быть кратно длине (ширине) прямоугольника (поля).
Целесообразное расстояние между полевыми дорогами дол ж но быть окончательно установлено с учетом всех затрат на транспортные работы (включая строительство и содержание сети дорог, а также потерь, вызываемых занятием земли дорогами).
< Предыдущая | Следующая > |
---|