Связь конструктивного решения с архитектурой

Связь конструктивного решения с архитектурой

23.07.2012 14:57

Несколько примеров, которые демонстрируют связь конструктивного решения с архитектурой, должны завершить рассмотрение этого комплекса строительных конструкций.

В течение тысячелетий камень с его невысокой прочностью на изгиб определял форму и распределение усилий в конструкциях массивных сводов. В римском Пантеоне при гигантском расходе камня как строительного материала была реализована купольная конструкция с максимальным пролетом 44 м, которая в наше время была превзойдена лишь с помощью железобетона. Сравнение купола Пантеона с современным куполом диафрагменной конструкции, свидетельствует о том, что при относительно равных пролетах масса купольной конструкции уменьшилась примерно в 11 раз.

Следующие примеры призваны пояснить три определяющих фактора: увеличение пролетов; совершенствование технологии строительства; создание формы.

В качестве примера значительного увеличения перекрываемого пролета можно привести уже упомянутую конструкцию купола главного павильона Национального центра промышленности и техники в Париже, перекрывающего площадь 22 000 м2. Больший пролет пока перекрыть не удалось.

Из всего многообразия форм целесообразно выбрать несколько примеров оболочек, сооруженных по проектам П.Н.Нерви. Эти арочные и купольные конструкции оболочек в течение последних десятилетий оказали заметное влияние на современную архитектуру, подтвердив широкие возможности железобетона в сочетании с передовой технологией строительства. Творческий период Нерви начался еще в 20-е годы, в то время, когда создавались известные массивные железобетонные сооружения таких крупных инженеров, как О.Перре, Р.Майар и Дишингер. Работы этих мастеров наложили определенный отпечаток на все последующее развитие железобетонных конструкций и определили направление этого развития. В каждом их сооружении с очевидностью выражено стремление к оптимальному решению конструкций, архитектурного образа и способа строительства, причем все три фактора были для этих мастеров составными частями одного неразрывного целого.

При сравнении построек, выполненных по проектам Нерви, с историческими сооружениями (например, склада соли в Тортоне, с руинами дворца в Ктезифоне) можно проследить прогрессивное развитие традиций совершенных в архитектурном отношении сооружений далекого прошлого.

Правда, сам Нерви придерживается другого мнения в вопросе значения традиционности в архитектуре. Его утверждение, что "ход развития строительного искусства резко изменился в течение последней половины нашего века; сейчас созданы такие сооружения, которые не имеют ничего общего со всем тем, что было создано человечеством за всю прошлую историю архитектуры", оценивается М.Майором как отрицание дальнейшего существования архитектурных традиций. Однако тот же автор, посвятивший свое исследование творчеству Нерви, указывает, "что Нерви ясно представляет себе истинное соотношение между архитектурой прошлого и современной архитектурой".