Методы прокладывания проектной линии

Методы прокладывания проектной линии

12.05.2011 18:05

Различают два метода прокладывания проектной линии — обертывающая и секущая проектировка.

Обертывающая проектная линия наносится по возможности параллельно поверхности земли, на некоторой высоте над ней.

В условиях равнинного и слабохолмистого рельефа такое проектирование в сочетании с вписыванием в элементы рельефа при трассировании дороги позволяет получить достаточно хорошо осушаемое земляное полотно.

В условиях холмистого, сильно пересеченного рельефа при обертывающем проектировании продольный профиль дороги получается с частыми переломами (пилообразный профиль), что затрудняет движение автомобиля на высоких скоростях, снижает его среднюю скорость движения и приводит к перерасходу топлива.

В связи с этим при проектировании дорог высших технических категорий в условиях холмистого, пересеченного рельефа отказываются от проектирования по обертывающей. Проектную линию в этом случае чаще проводят по принципу секущей, увеличивая длину участков с однообразным уклоном между смежными переломами проектной линии (шаг проектирования). Повышение стоимости строительства, вызываемое возрастанием объема земляных работ, при этом обычно быстро окупается за счет снижения расходов на перевозки при повышенных скоростях движения автомобилей.

Положение проектной линии, проведенной по принципу секущей, должно по возможности обеспечивать баланс объемов земляных работ в смежных насыпях и выемках для того, чтобы использовать продольное перемещение грунта из выемок в насыпи. В ряде случаев, сочетая вписывание трассы в рельеф местности с проектированием продольного профиля плавными кривыми, удается избежать больших насыпей и выемок, присущих методу секущего проектирования продольного профиля.

При проектировании сельскохозяйственных дорог проектную линию целесообразно наносить по обертывающей как в равнинной, так и в пересеченной местности. Стоимость земляных работ при этом значительно уменьшается, а некоторое снижение средней скорости автомобилей не имеет существенного значения ввиду небольшой интенсивности движения.

До нанесения проектной линии на продольном профиле должно быть определено местоположение всех искусственных сооружений. Отметки проезжей части этих сооружений являются своеобразными контрольными точками для нанесения проектной линии. К контрольным точкам относятся также минимальные отметки бровок земляного полотна на затопляемых поймах, при пересечении болот и т. п., а также отметки существующих сооружений, переустройство которых нежелательно, как, например, отметки головки рельсов и оси проезжей части пересекаемых в одном уровне железных и автомобильных дорог; отметки поверхности улиц, примыкающих к дороге или пересекаемых ею, и т. д.

Дорогу целесообразнее всего прокладывать в насыпи, если это возможно по условиям рельефа. Земляное полотно в насыпи характеризуется лучшим поверхностным водоотводом, скорее просыхает и менее заносится снегом, чем в выемке. При обеспеченном поверхностном водоотводе, отсутствии грунтовых вод и удовлетворительном качестве грунтов земляное полотно на участках, не подверженных снеговым заносам, устраивается в невысокой насыпи, высота которой определяется из условия расположения основания дорожной одежды выше поверхности земли.

При неблагоприятных климатических, грунтовых и гидрогеологических условиях и при необеспеченном поверхностном стоке рабочие отметки насыпи назначаются с таким расчетом, чтобы предохранить верхнюю часть земляного полотна от переувлажнения. Поэтому до нанесения проектной линии необходимо установить целесообразные минимальные значения высоты насыпей, которые могут быть различными для различных участков одной дороги.

На участках с затяжными уклонами значительной величины рекомендуется через каждые 1000 м проектировать разделительные площадки длиной не менее 50 м с уклоном не свыше 20°/оо. Их назначение — облегчить работу двигателя и обеспечить большую безопасность движения. В целях безопасности движения следует избегать сочетания крутых уклонов и кривых малых радиусов в плане.

В случае невозможности избежать применения кривых малых радиусов (<50 м) максимальный уклон следует уменьшить.

Проектная линия на продольном профиле наносится на основании изложенных выше принципов с учетом отметок контрольных точек и целесообразных минимальных значений высоты насыпи на различных участках дороги.

В процессе нанесения проектной линии приходится решать ряд частных задач, например:

а) вычисление промежуточных проектных и рабочих отметок (между переломами проектной линии);

б) определение места выхода на поверхность земли проект-
ной линии, имеющей заданный продольный уклон;

в)  нахождение точки перехода из выемки в насыпь;

г)  определение длины углубленного кювета и т. п.

Эти задачи решаются аналитически после определения рабочих отметок на основании простых геометрических построений.

Нанесение проектной линии в условиях сильно пересеченного и горного рельефа представляет собой сложную и трудоемкую технико-экономическую задачу, правильное решение которой возможно только на основании вариантного проектирования.

Современная счетно-вычислительная техника дает  возможность быстрого и рационального проектирования продольного профиля на электронных вычислительных машинах.

Могут быть получены целесообразные варианты проектных линий при различных заданных условиях, определены проектные отметки и скорости движения автомобилей на каждом пикете . Программа для работы этих машин предусматривает информацию о поверхности земли по оси трассы и систему расчета элементов проектной линии с учетом скорости движения автомобиля и обеспечения безопасности движения. Проектирование продольного профиля на электронных машинах дает возможность быстро найти вариант проектной линии, наиболее отвечающей заданным условиям (минимум земляных работ; наименьший расход топлива при проезде расчетного автомобиля; наибольшая средняя скорость движения).

По данным продольного профиля и поперечным профилям производится подсчет объемов земляных работ, необходимый для составления плана организации работ и сметы  .

Обновлено 13.05.2011 10:40
 
Строительство
Последние материалы

Будем рады Вам помочь!

Служба специалистов:

+7 (934) 54-54-21

+7 (934) 54-54-22

admin@stroiki-master.ru

 

Наши партнеры:

МЕГАГРУПП


Реклама: