Сопротивление движению автомобиля
При движении по дороге автомобиль встречает ряд сопротивлений, которые преодолеваются путем использования механической энергии, возникающей в результате сгорания топлива в двигателе.
В тяговых расчетах учитывают сопротивление качению, движению на подъем, сопротивление воздушной среды и инерционных сил.
Сопротивление качению вызывается неровностями дороги, деформацией шин, а также трением, которое возникает между колесами автомобиля и поверхностью дороги.
Суммарную величину этих сопротивлений обозначим через Ff.
Экспериментально установлено, что с достаточной для практики точностью величину сопротивления качению для твердых покрытий можно выразить следующей зависимостью:
F,=Qf,
где Q — вес автомобиля;
f—коэффициент сопротивления качению.
Значение f зависит от ровности и жесткости той поверхности, по которой перемещается колесо, эластичности шин и скорости движения автомобиля. Для пневматических шин и скоростей движения порядка 50 км/ч величина f колеблется в пределах: 0,01—0,02 для асфальтовых и бетонных покрытий; 0,03—0,05 для покрытий из камня и гравия, а также ровной, сухой и плотной грунтовой дороги. При движении по неровной и влажной грунтовой дороге коэффициент сопротивления качению резко возрастает, достигая 0,05—0,15. Для пашни и сыпучих песков f = 0,15— 0,30, а для переувлажненных заболоченных грунтов />0,30.
Увеличение значения f объясняется необходимостью дополнительной затраты тяговой силы, что связано с уплотнением и пластическим деформированием грунта при образовании колеи, налипанием грунта на колеса, пробуксовыванием колес, толчками и ударами при боковом раскачивании автомобиля и т. д.
Сопротивление при движении автомобиля на подъем Fi вызывается возникновением составляющей веса автомобиля, параллельной поверхности дороги и направленной в сторону, противоположную его движению.
Сопротивление воздушной среды Fw вызывается давлением воздуха на переднюю часть движущегося автомобиля, трением воздуха о боковую поверхность автомобиля и образованием завихрений воздушных струй за автомобилем, над кузовом и около колес.
Сопротивление инерционных сил автомобиля Fj вызывается инерцией поступательного движения, а также инерцией вращающихся частей автомобиля. Эти силы воздействуют на автомобиль при изменении скорости его движения.
< Предыдущая | Следующая > |
---|