Элементы дороги в поперечном профиле
Проектирование дороги осуществляется в трех проекциях: поперечном профиле, плане и продольном профиле.
Поперечным профилем называется представленное на чертеже сечение дороги вертикальной плоскостью, проведенной перпендикулярно к продольной оси дороги.
В зависимости от рельефа местности дороги размещают выше поверхности земли, в насыпи, или ниже ее поверхности, в выемке.
Полоса поверхности дороги, в пределах которой происходит движение автомобилей, называется проезжей частью. Проезжую часть укрепляют различными материалами, создавая на всем ее протяжении дорожную одежду в виде прочной слоистой конструкции определенной толщины.
Поперечный профиль проезжей части обычно очерчивается по двум наклонным прямым, сопряженным в средней части круговой вставкой длиной до 2 м.
Прилегающие к проезжей части полосы называют обочинами. Обочины создают боковой упор для дорожной одежды; они используются для временной стоянки автомобилей, а также дорожных машин при ремонте дороги и для складывания ремонтных дорожно-строительных материалов.
Проезжая часть дороги располагается на земляном полотне, которое выравнивает профиль местности, обеспечивает устойчивость дорожной одежды, содействует скорейшему отводу воды и предохраняет от действия других неблагоприятных факторов.
Для осушения дороги и обеспечения водоотвода, выемки, а также насыпи незначительной высоты устраиваются с боковыми канавами (кюветами). При устройстве насыпей вдоль дороги часто располагают неглубокие (до 1,5 м) выработки — резервы, грунт из которых используется для возведения насыпи.
При разработке выемки излишек грунта, не использованный для возведения насыпи, при невозможности разместить его в ближайший овраг, размещается в валы, параллельные дороге, — кавальеры.
Боковые поверхности насыпей и выемок, резервов и канав устраивают в виде правильно спланированных наклонных поверхностей— откосов. Крутизна откосов характеризуется коэффициентом заложения, который определяется как отношение высоты откоса к его горизонтальной проекции — заложению.
В боковых канавах различают внутренний и внешний откосы. Линия сопряжения поверхности обочин и откоса насыпи или внутреннего откоса канавы называется бровкой земляного полотна. Расстоянием между бровками измеряется ширина земляного полотна.
Ширина проезжей части дороги определяется количеством полос движения автомобилей. На внутрихозяйственных дорогах в ряде случаев необходимо проектировать дорогу с учетом совмещенного движения автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин.
< Предыдущая | Следующая > |
---|