Экономия транспортных расходов

Помимо снижения себестоимости перевозок, следует учитывать также экономию на перевозках ввиду сокращения среднего расстояния доставки грузов при рациональном начертании сети и уменьшения прямых и косвенных потерь в сельскохозяйственном производстве.
Экономия транспортных расходов из-за сокращения среднего расстояния перевозок связана с тем, что длина одной и той же дороги с твердым покрытием в сравнении с грунтовой дорогой будет короче (так как трасса последней обычно обходит трудные для проезда участки), а дорожные сопротивления (качению при преодолении подъемов) меньше. В рассматриваемом примере использование для перевозок дорог с твердым покрытием сокращает пробеги примерно на 10—20%. В результате этого общая экономия на транспортных перевозках для условий Брянской области после сооружения рационально запроектированной сети дорог могла бы составить до 13% от себестоимости сельскохозяйственной продукции.
Сравним эти данные с конкретным примером перевозки сахарной свеклы на Украине, где сосредоточено более 60% площади пахотных земель, занятых под сахарную свеклу в России. Из 25 областей Украины в 20 ведется интенсивное свеклосеяние. Вывозка свеклы совпадает с осенними, наиболее дождливыми месяцами на Украине, в связи с чем грунтовые дороги становятся трудно проезжаемыми.
По данным И. И. Братченко, при перевозке фабричной свеклы в 1959 г. потери автотранспорта на Украине (перерасход на себестоимости перевозок) достигли 50 млн. руб., что составляет 13,8% от себестоимости всей закупленной государством в 1959 г. на этой территории свеклы.
Значительная часть автопарка Украины, которая ежегодно занята на вывозке свеклы по грунтовым дорогам, требует затем капитального или среднего ремонта, что также приводит к существенным убыткам.
Большие потери имеют хозяйства из-за необходимости в ряде случаев применять тракторы для перевозки грузов на значительные расстояния.
< Предыдущая | Следующая > |
---|