Территориальное размещение запланированных производств и внутрирайонной дорожной сети
В процессе планировки на территории планируемого района происходит конкретное территориальное размещение запланированных производств и внутрирайонной дорожной сети, позволяющей осуществлять межрайонные и внутрирайонные транспортные связи. Планировка внутрихозяйственной сети специально не рассматривается, однако не упускается из виду то обстоятельство, что внутрирайонная и межрайонная дорожная сеть в известной мере служит также целям и внутрихозяйственного транспорта отдельных предприятий.
Таким образом, планировка дорожной сети подчиняется планировочным решениям по размещению производственных сил, территорий отдельных отраслей народного хозяйства. Расположение заводов, фабрик, пунктов сдачи и переработки сырья, населенных пунктов, станций железных дорог и т. д. является основой, исходным положением для размещения дорожной сети.
Вместе с тем и дорожная сеть в известной степени оказывает влияние на размещение производства, а в отдельных случаях может даже и предопределить новое размещение уже существующих пунктов производства и потребления. Воздействие транспортного фактора в этих случаях окажется тем сильнее, чем выше транспортные издержки и затраты труда на перевозки грузов и пассажиров между этими пунктами.
Примером такого влияния может служить целесообразность перемещения хозяйственных центров сельскохозяйственных предприятий в результате изменения направлений грузопотоков. Критерием для выбора наиболее эффективного варианта является достижение наименьшей себестоимости внутрихозяйственных и внешнехозяйственных перевозок при условии достаточно быстрого возмещения капитальных затрат на переустройство хозяйственного центра и сооружение новых автомобильных дорог.
При технико-экономических обследованиях, проводимых в целях последующего составления схемы районной планировки, изучается почти весь комплекс вопросов, необходимых для разработки схем дорожных сетей.
В результате нового размещения и укрупнения населенных мест резко сокращается потребность в сети местных дорог при общем улучшении условий работы автотранспорта. При проведении комплексного, последовательного составления ряда схем районной планировки и схем дорожных сетей в Украинской ССР было установлено, что общая потребная протяженность сети благоустроенных дорог для сложившихся в хозяйственном отношении районов может быть сокращена на 15—40% по сравнению с общим протяжением дорог существующей сети.
Исходя из данных НИИ Градостроительства Украины (работы И. М. Сливака и И. В. Островского) проектирование сети дорог в условиях составления районной планировки целесообразно выполнять в три приема: 1) разработка предварительной схемы (начертание) дорожной сети; 2) размещение с учетом этой схемы намеченных на перспективу промышленных и сельскохозяйственных предприятий, новых жилых комплексов и различных районных сооружений и систем; 3) корректировка намеченной дорожной сети применительно к территориальному размещению производительных сил на перспективу и разработка предложений по организации грузовых и пассажирских перевозок. На этом же этапе должны быть выполнены сводные расчеты народнохозяйственной эффективности строительства дорог.
В результате проект районной планировки будет включать в себя не только проекты размещения различных предприятий промышленности и сельского хозяйства, но и схему сетей автомобильных дорог районного значения.
< Предыдущая | Следующая > |
---|