Основные системы мостов, их генеральные размеры и нормативные нагрузки

Основные системы мостов, их генеральные размеры и нормативные нагрузки

27.05.2011 14:17
Основные системы мостов, их генеральные размеры и нормативные нагрузки

Основными элементами пролетных строений мостов являются их главные несущие конструкции, перекрывающие пролет и поддерживающие проезжую часть.

В зависимости от расположения уровня проезда различают мосты с ездой поверху (проезжая часть расположена поверху пролетных строений) и мосты с ездой понизу (проезжая часть расположена вдоль низа пролетных строений). Кроме того, имеются мосты с ездой по середине, в которых проезжая часть расположена в пределах высоты пролетных строений.

Мосты малых пролетов обычно устраивают с ездой поверху.

В зависимости от материала пролетных строений различают мосты: железобетонные, бетонные, каменные, металлические и деревянные.

В зависимости от условий эксплуатации и конструктивных особенностей применяются следующие основные виды мостов: высоководные мосты (обычного типа и разводные); наплавные мосты и паромные переправы.

Мосты обычного типа строятся таким образом, чтобы обеспечить свободный пропуск высоких вод, судоходства и сплава.

В разводных мостах для пропуска судов устраивается специальный разводный пролет. Разводные мосты обычно строят в случае невозможности или экономической нецелесообразности поднятия подходов на высоту, достаточную для пропуска судов под мостом.

Недостатком разводных мостов является неизбежность перерывов в движении транспорта по мосту (при разведенном пролете) и по реке (при закрытии разводного пролета).

Наплавные мосты и паромные переправы применяются на больших реках в тех случаях, когда устройство высоководных мостов почему-либо не является целесообразным. В зависимости от статических схем пролетных строений мосты разделяются на балочные, арочные, подносные, рамные и висячие.

В балочной системе пролетное строение при воздействии на него вертикальной нагрузки работает на изгиб и передает опорам вертикальные давления.

В арочной конструкции опорные давления, вызываемые вертикальной нагрузкой, действуют на опоры моста наклонно, они могут быть разложены на вертикальные и горизонтальные составляющие (распор). Распор арки воспринимается опорами или передается на специальный элемент — затяжку.

Иногда применяют подносную систему, представляющую собой балку, подпертую подкосами.

В рамных мостах пролетное строение, представляет собой раму, состоящую из ригеля и стоек, жестко, соединенных между собой. При загружении рамного пролетного строения вертикальной нагрузкой на опоры передается наклонное опорное давление, которое может быть разложено на вертикальную и горизонтальную составляющие.

В висячих мостах пролет перекрывается балкой жесткости, которая поддерживается кабелем или цепью, перекинутой через пилоны и закрепленной в анкерных опорах при помощи оттяжек.

Выбор системы моста зависит от совокупности местных условий, величины перекрываемых пролетов, применяемых материалов и других факторов.

Для сельскохозяйственных дорог наибольшее применение имеют малые мосты балочной системы из дерева или железобетона.

При проектировании мостов через судоходные реки назначение величин пролетов н высотное расположение их элементов производится с учетом требования судоходства.

Пролеты, предназначенные для пропуска судов (или сплава), располагают в фарватере реки. Количество, величина и возвышение судоходных пролетов определяются специальными требованиями, определяющими подмостовые габариты.

Подмостовым габаритом называют предельное очертание пространства под мостом, которое должно оставаться свободным для пропуска судоходства и сплава (см. рис. 68, б). В зависимости от условий судоходства или сплава и от многоводности реки все водотоки разделены на ряд классов и для каждого из них установлены определенные подмостовые габариты.

В мостах через несудоходные реки, а также в несудоходных пролетах судоходных рек возвышение низа пролетного строения над расчетным горизонтом должно быть не менее. 0,5 м, а над расчетным горизонтом ледохода —не менее 0,75 м (во избежание повреждения конструкции моста льдинами или плывущими предметами).

Схема разбивки отверстия моста на пролеты производится на основе технико-экономических соображений с учетом требований судоходства. В зависимости от очертания русла и берегов реки, ее режима и условий судоходства, от геологических и других местных условий мост может иметь различные разбивки на пролеты. Наивыгоднейшую разбивку на пролеты балочного моста теоретически получают в том случае, когда стоимость одного пролетного строения (без учета проезжей части) равна стоимости промежуточной опоры.

На реках с интенсивным ледоходом для обеспечения безопасного пропуска ледохода необходимо устройство больших пролетов в пределах главного русла.

Окончательный выбор той или иной разбивки моста на пролеты производится путем разработки различных вариантов схем моста и их технико-экономического сравнения.

Ширина моста зависит от интенсивности движения по дороге и определяется габаритом моста и шириной тротуаров.

Габаритом моста называют контур на поперечном разрезе моста, ограничивающий пространство, внутрь которого не должны вдаваться никакие части конструкции, что необходимо для обеспечения пропуска транспорта и пешеходов. Габариты мостов обозначаются буквой Г и числом, соответствующим ширине в метрах проезжей части на мосту. Они нормированы и назначаются в зависимости от категории дороги, длины моста и условий его расположения.

Габарит Г-6 применяется только при проектировании деревянных мостов на дорогах IV—V категорий. на дорогах с однополосным движением при ширине проезжей части до 4,5 м может найти применение габарит Г-4,5.

Для внутрихозяйственных дорог следует назначать габариты с учетом максимальной ширины перемещающихся по дороге сельскохозяйственных машин.

Полевые дороги и скотопрогоны при пересечении с дорогами I—III категорий должны прокладываться под ближайшими искусственными сооружениями с соответствующим их обустройством.

В случаях отсутствия таких сооружений на участке протяжением более 2 км следует предусматривать устройство специальных сооружений для прогона скота и пересечения полевых дорог.

Проектная отметка проезжей части моста устанавливается при проектировании продольного профиля дороги. При пересеченной местности отметка проезжей части моста часто определяется отметками подходов.

При проектировании моста необходимо учитывать ряд требований производственного, эксплуатационного, конструктивного, экономического и архитектурного характера.

Нормативные нагрузки мостов и труб. Расчет несущих конструкций и оснований мостов и труб на силовые воздействия производится по методу предельных состояний.

 

 
Строительство
Последние материалы

Будем рады Вам помочь!

Служба специалистов:

+7 (934) 54-54-21

+7 (934) 54-54-22

admin@stroiki-master.ru

 

Наши партнеры:

МЕГАГРУПП


Реклама: