Х.Шедлих различает при два этапа:

Х.Шедлих различает при два этапа:

23.07.2012 14:57

на первом этапе традиционные несущие структуры благодаря их подвешиванию на вантах значительно выиграли в смысле своей эффективности;

на втором этапе в результате работ ряда специалистов, в том числе и известнейшего русского инженера Шухова, возникли специфические растянутые структуры. К тому же периоду относится замена обычной традиционной стропильной конструкции на висячую.

Рассмотрение наиболее выгодных в прочностном отношении несущих структур, за которыми, безусловно, большое будущее, мы завершаем несколькими примерами, на которых изображены ловчая сеть паука, колесо обозрения и вращательно-симметричная радиальная система с наклонными вантами, осевыми сжатыми стержнями и работающим на сжатие внешним кольцом.

Пилон висячего Грюнвальдского моста во Вроцлаве (ПНР), 1910 г. Глядя на пилоны первых висячих мостов, мы вспоминаем древнеримские триумфальные арки или средневековые городские ворота с подъемными мостами. Из обширной специальной литературы, посвященной архитектуре 19 в., мы можем узнать, что несмотря на свои ограниченные функции, связанные только с проблемами передачи нагрузок, пилоны висячих мостов своей формой олицетворяют сложившиеся в течение многих тысячелетий представления людей о защитном ограждении и о проходе через это ограждение.

Выполнявшиеся из кованого железа и стали новые элементы несущей конструкции, работавшие исключительно на растяжение, в первых висячих мостах из искусственных материалов непосредственно сочетались с привычными старыми традиционными строительными формами.

В порту Лорьян (Франция) в 1835 г. разрыв в городской застройке (размеры участка — 44 х 20 м) был приспособлен для размещения мастерской. Покрытие этого производственного помещения было осуществлено по принципу висячего моста, причем массивные здания, окружавшие застраиваемый объем, послужили в качестве опор конструкции покрытия. Эксплуатационно-технологические требования обусловили отсутствие промежуточных опор, так как только тогда можно было выкатывать корабельные мачты, изготовлявшиеся в этой мастерской, непосредственно на берег моря. Как пишет Х.Шедлих, "конструктивные сложности, выразившиеся в сооружении висячей конструкции покрытия, были экономически оправданы".

Проект висячей несущей структуры для большепролетной сетки опор, разработанный в 1866 г. французскими инженерами Леетром и Мондезиром. Тросы, натянутые по осям сетки колонн и по диагоналям между колоннами, служат для восприятия нагрузки от ступенчатой конструкции покрытия. Нагрузка от части покрытия, расположенной выше тросов, передается на них с помощью специальных сжатых элементов, а от части покрытия, расположенной ниже тросов, — посредством растянутых элементов. В своих комментариях Х.Шедлих отмечает: "Загружение основных элементов несущей структуры наиболее выгодным образом, с точки зрения их максимальных прочностных характеристик, являлось причиной высокой экономичности структуры, оказавшейся на 2/3 дешевле традиционных структур большепролетных покрытии" на растяжение, позволяет надеяться, что при рациональном развитии растянутых структур следует ожидать открытия многих далеко ведущих решений и новых сфер их использования.