Система византийской купольной церкви

Система византийской купольной церкви

23.07.2012 14:57
Система византийской купольной церкви

Браманте усматривал в запроектированном им куполе собора Св.Петра возможность применить и усовершенствовать хорошо знакомую ему систему византийской купольной церкви с крестообразным планом. В этом проекте он мечтал соединить купол Пантеона с базиликой Константина. Ансамбль из центрального купола и четырех куполов меньшего размера, расположенных напротив друг друга и окружающих центральный купол, олицетворял его творческие поиски архитектурного решения, которое было бы логически продумано и экономично с точки зрения расхода материалов. Эта экономичность была основана на соображении о том, что распорное усилие от купола должно в значительной степени гаситься за счет противоположно направленного распора боковых куполов, соединенных с угловыми башнями.

Микеланджело, будучи убежден в гениальности проекта Браманте, отдавал себе отчет в том, что реализация такой гигантской задачи потребует длительного времени. Опасаясь, что в ходе строительства собора, на которое уйдут многие годы, могут быть предприняты попытки отойти от проектного решения, созданного Браманте, он выдвинул лозунг: "Кто отступит от проекта Браманте, тот отвернется от правды!". Однако руководя строительством собора уже в преклонном 72-летнем возрасте, Микеланджело сам пришел к заключению, что ему не удается обойтись без изменения запроектированной ранее несущей конструкции сооружения, строящегося на относительно нестабильных грунтах. Изучив полученные данные, свидетельствовавшие о плохом состоянии грунтов на участке строительства, он был вынужден с целью обеспечения устойчивости строящегося здания усилить стены и несущие опоры купола. Кроме того, он решил несколько трансформировать планировочное решение квадратного в плане здания собора, скосив углы между абсидами. С помощью такого приема ему удалось использовать стену в качестве Дополнительного контрфорса. Конструктивно купол собора отличался от ранее строившихся двухслойных куполов, так как разделение массивного купола на внешнюю и внутреннюю оболочки было произведено лишь на высоте 15 м от цилиндрической базы купола. Обе оболочки были выложены из кирпича, а восемь пар ребер, обеспечивавших жесткость купола, — из тесаного камня. Будучи на 20 м выше Флорентийского собора, гигантский как по своей архитектуре, так и по размерам собор Св. Петра продолжил собой традицию несущих структур античного Рима, цилиндрических сводов и куполов,

В 18 в. в некоторых государствах Европы под воздействием политико-религиозных изменений, в ходе общего процесса развития меняются требования к культовой архитектуре. Возникла потребность в создании церквей, предназначенных для произнесения проповедей, что привело к отказу от привычных планировочных схем, характерных для базилик и зальных церквей. Наряду с новым типом церквей появляется масса центрических сооружений, формой плана похожих на известные средневековые центрические постройки и комбинирующих в своей планировке бесчисленные вариации геометрических форм круга и овала. Как отмечает И.Адлер, "в наиболее ясной и чистой форме такой зал для проповедей, представлявший собой круглую в плане аудиторию, создал Георг Бэр в Дрезденской женской церкви (Фрауенкирхе)".