Купол Флорентийского собора

Купол Флорентийского собора

23.07.2012 14:57
Купол Флорентийского собора

Представляют интерес высказывания ведущих специалистов нашего времени, оценивавших купол Флорентийского собора сточки зрения общественной значимости сооружения и его роли в истории архитектуры. Так, Г.Людеке характеризует огромный купол собора как "великий пример решения архитектурой раннего Ренессанса конструкции купола, свободно возносящегося в небо"; для Р.Гаманна гигантский купол означает "полную гармонию, обусловленную утверждением победившей варварство человеческой личности, а также выход в грандиозное". В то же время Н.Брунов, оценивая значение этого сооружения с позиций существовавших в то время общественных отношений, пишет, что для него новым оказалось только испытанное им разочарование и своеобразный плоскостной акцент прямоугольного членения фасадных поверхностей. С точки зрения Н.Брунова, купол выполняет в первую очередь свою функцию как центральный объем города, что обусловливалось положением собора в средневековом городе, предписывалось архитектурными канонами 16 и 17 вв. и было увязано Брунеллески с уже начатым строительством собора. Наряду с такой сдержанной оценкой автор достойно характеризует несущую структуру двуслойного купола и стрельчатую форму его наружных ребер.

Приведенные выдержки хочется завершить высказыванием Ф.Харта, который так оценивает значение купола Флорентийского собора для последующих этапов истории архитектуры: "Строительством флорентийского купола были превзойдены все великие римские сводчатые сооружения, считавшиеся до той поры недостижимыми; это был величайший проект, который осуществлялся на основе научных исследований по точно разработанному плану, не позволявшему мастерам работать по собственному усмотрению; в нем было выражено превосходство гениальной творческой личности своего времени; Брунеллески завоевал огромный авторитет, который помог ему направить архитектуру того времени по новому пути». Считается, что влияние работы Брунеллески сказалось на разработанных Леонардо конкурсных предложениях. Четкая передача нагрузки от купола посредством ребер позволяет почувствовать уверенность, с помощью которой Леонардо да Винчи удалось сочетать формы готического сооружения с куполом эпохи Возрождения. К сожалению, это конкурсное предложение было снято с рассмотрения самим автором.

Сравнение римского Пантеона и Флорентийского собора позволяет, как уже отмечалось при рассмотрении конструкций купольных сооружений Востока, установить скачкообразное изменение архитектурной концепции по отношению к двуслойному (двойному) куполу. В такой конструкции толщина стенки внутреннего массивного купола составляла примерно 2,5 м, в то же время толщина стенки внешнего, так называемого предохранительного купола была уменьшена на 0,8 м. Новые качества несущей структуры массивного двойного купола нашли свое самое значительное выражение через 125 лет в конструкции купола собора Св. Петра в Риме, автором которого был Микеланджело.