Висячий купол

Висячий купол

23.07.2012 14:57
Висячий купол

Передача нагрузки от купольного свода, располагаемого над квадратным или прямоугольным планом, осуществляется посредством подпружных арок, образующихся в местах пересечения сферы вертикальными плоскостями. Наиболее выгодным решением для такого купола будет расположение его над средокрестием или система примыкающих друг к другу подобных куполов.

Купол на тромпах Передача нагрузки от купольного свода осуществляется посредством располагаемых в углах плана вспомогательных конических сводов - тромпов. Эти вспомогательные своды, в свою очередь, опираются на тяжелые подпружные арки. Переход от окружности купола к квадратному плану расположения подпружных арок условно может быть изображен в виде восьмиугольника.

Паруса и тромпы не являются с отставной частью несущей структуры купола, а представляют собой как бы опорные элементы купола, которые воспринимают нагрузку и передают на основание купола на вертикально расположенные каменные подпружные (средокрестные) арки и угловые столбы.

План базилики Максенция. Три громадных крестовых свода перекрывают средний неф базилики. Размер помещения, перекрываемого одним сводом, 24,5 х 27,5 м

Тяжеловесные средние опорные столбы в точках пересечения продольного цилиндрического свода с поперечными сводами должны выполнять функции элементов, передающих нагрузку. Однако колоссальные колонны являются здесь всего лишь статистами. Ф.Харт определил, что кривая давления проходит значительно выше антаблемента колонн и уходит в стены контрфорсов. Громадные пропорции внутреннего объема невольно вызывают сравнение с другими прославленными памятниками архитектуры, на что и указывает Й.Дурм: "Внутренние размеры базилики так велики, что она может вместить в себя пятинефный Кельнский собор со всей системой его арок и контрфорсов таким образом, что все его наружные выступы даже не дойдут до стен боковых нефов базилики". Историки архитектуры указывают на то, что шесть боковых цилиндрических сводов над боковыми нефами, в сочетании с продольным цилиндрическим сводом образующие крестовый свод,явились чрезвычайным нововведением для римской архитектуры сводов, а также отмечают, что этот вид сводчатого покрытия тем не менее не оказал какого-либо существенного влияния на последующее развитие архитектурного искусства.

Многосторонние связи, существовавшие в древности между развитыми европейскими странами и государствами Азии, привели к появлению чудесных образцов сводчатой архитектуры а странах Ближнего Востока. Об этом свидетельствует уже упоминавшееся сравнение современного складского сооружения с руинами тронного зала дворца Ктезифон в Ираке. Руины тронного зала — пример, дошедший до нас из глубокой древности монументальной архитектуры, представляющей собой наивысшую точку искусства возведения сводов в эпоху Сассанидов. Сравнение этой жемчужины восточной архитектуры с аналогичным по форме и размерам утилитарным сооружением нашего времени отнюдь не принижает роль архитектурного памятника, а, наоборот, заставляет нас еще больше удивляться его совершенству.

Как отмечает Н.Брунов, возведение в центре Западно-Римской империи здания Пантеона (118 - 125 гг.) означало создание первого из известных нам в истории архитектуры монументальных центрических сооружений, дошедшего целым и невредимым до наших дней. По своим геометрическим формам Пантеон напоминает шар, вписанный в куб. Новый центрический тип общественного сооружения возник в период упадка римского рабовладельческого государства.