Потребности общества в сооружениях

Потребности общества в сооружениях

23.07.2012 14:57
Потребности общества в сооружениях

Нескольких десятилетий оказалось достаточно, чтобы с помощью научных знаний удовлетворить потребности общества в сооружениях, отличающихся гигантскими по масштабам своего времени пролетами. Планировка этих сооружений больше уже не определялась законами традиционной архитектуры, теперь планировочные решения принимались инженерами, сведущими в естественных науках и придерживающимися новых взглядов в отношении несущих конструкций.

Об этом же мы читаем у Ф.Харта: "С повышением технических и научных требований, предъявляемых большепролетными сооружениями из металлических конструкций к самим конструкциям и к их статической работе, архитекторы вытеснялись из этой области строительства. Архитекторы отдали все промышленное строительство на откуп инженерам, чтобы самим полностью заняться монументальной архитектурой, изучением исторических форм ее выражения ... В исключительных случаях, правда, отдельные выдающиеся архитекторы сами проектировали зальные сооружения, в том числе и металлические конструкции их перекрытий, как, например, А.Лабруст, известный своими проектами читальных залов парижских библиотек".

Тем не менее в Х1X е. при решении отдельных строительных задач помимо многих неудачных попыток имелись и случаи настоящей и плодотворной совместной работы инженеров и архитекторов; к этим примерам можно причислить большепролетные здания вокзалов с примыкающими станционными постройками. На ранней стадии этого периода развития проектировщики предпочитали полуциркульную арочную конструкцию, позднее был осуществлен переход к плоским аркам, причем все время шел процесс увеличения пролетов, пока при строительстве вокзала St.—Pancras в Лондоне не удалось достигнуть рекордного пролета в 73 м, который был превзойден лишь в США. Формы несущих конструкций и соответственно статические системы при этом многократно варьировались: арочные фермы без затяжек и с затяжками; трехшарнирные и двухшарнирные арки; бесшарнирные арки; серповидные арки.

Начиная со второй половины X1X в. новые достижения в науке, культуре и искусстве, а также постоянно увеличивающийся и отражающийся во всех сферах человеческой деятельности промышленный потенциал развитых стран стали регулярно демонстрироваться на международных выставках. В связи с этим большое значение приобрели сами выставочные здания, их архитектура, которая должна была отражать идеи, положенные в основу организации такого рода выставок. Если первоначально внешняя архитектура выставочных зданий выражалась в традиционных строительных формах, то их интерьеры, определенные новыми качествами большепролетных несущих конструкций, уже с самого начала отличались особым характером, вытекающим из конструктивных решений и функциональных задач этих помещений. Классическим примером тому является Кристалл-палас в Лондоне, самый значительный выставочный зал международной выставки 1851 г. В этом сооружении, равно как и в павильоне машиностроения на Международной выставке в Париже в 1889 г., не архитекторы, а инженеры достигли единства внешней формы и внутреннего содержания архитектурного решения, полностью соответствующего конструкции сооружения и его функциям.