Аркбутаны

Аркбутаны

23.07.2012 14:57
Аркбутаны

Аркбутаны, как и все другие арки, выложенные из камня, на обеих опорах (пятах) испытывают сдвигающие усилия (распоры), величины которых зависят от взаимного положения пят (по высоте), собственной массы, пролета, формы арки.

Система передачи наргрузки на арку через опорные стойки расположенных выше арок в комбинации с арочными элементами стрельчатой формы свидетельствует о том, что уже в средние века архитекторы обладали высоким уровнем профессиональных знаний о несущих свойствах камня как строительного и декоэативного материала

Остановимся лишь на нескольких важнейших этапах первой фазы этого процесса развития строительных форм.

Ф.Харт пишет: "Известный большепролетный арочный мост длиной около 300 м через реку Северн был первым инженерным сооружением, в котором применялась железная несущая конструкция значительных размеров".

"Чугунные мосты проектировались и строились в Англии ... в 40-х годах Х1Х в. в соответствии с конструктивными принципами, перешедшими от времен каменного строительства, т.е. в виде большепролетных арочных конструкций, состоящих из элементов клинообразной формы, работающих на сжатие, причем художественные качества этих сооружений были весьма высоки.

На европейском же континенте чугунные мосты были относительно менее распространены, и пролеты их были скромнее. Первый чугунный мост пролетом 14 м через Тригауер-вассер близ Лассана в Пруссии был построен в 1794 г. К 1800 г. в Берлине было сооружено несколько чугунных мостов, из числа которых особенно был известен своими изящными формами так называемый Kupfergrabenbriicke (Купферграбенс).

Как пишет Р. Гаманн, "Главное средокрестие собора отгорожено гигантскими арочными петлями, этим последним словом декоративной готики, погрязшей в стремлении к грандиозному, играющей формами .... превратившей мелкую ажурную каменную форму в огромную плавно изогнутую каменную петлю внутреннего контрфорса. Такое этот гигантский парадокс английской готики". Интерьер собора с главным средокрестием (алтарной частью» в конце нефа. Фрагмент средокрестия. Схема передачи нагрузок в несущей структуре усиленной аркикий мост)".

Во второй половине Х1Х в. в результате изобретений в области сталелитейного дела был освоен массовый выпуск новых сортов стали с одинаково высокими прочностными показателями как на сжатие, так и на растяжение.

Характерным примером неуклонно идущего процесса развития является здание Рыбного рынка в Париже, запроектированное Гектором Оро в виде арочной конструкции пролетом более 90 м; в этом сооружении через реку Северн близ г.Бросли (Великобритания). Построенный в 1776 — 1779 гг. Уилкинсономи А.Дерби мост существует и поныне. Недалеко от моста позже возник город Айронбридж, обязанный своим названием этому мосту В отличие от массивных арок из тесаного камня филигранная арочно-стержневая несущая структура придает конструкции прозрачность и легкость. Нагрузка от проезжей части моста передается на внутреннюю арку в замке. Внешние арки, как бы перерезанные проезжей частью, также выполняют несущие функции, являясь изогнутыми стержневыми структурными элементами впервые наиболее полно были использованы возможности стали как нового строительного материала, ее высокая несущая способность, экономичность, а также новая революционная архитектура.