Появление высокопрочных строительных материалов

Появление высокопрочных строительных материалов

23.07.2012 14:57
Появление высокопрочных строительных материалов

Начиная с XIX в. новые, высокопрочные строительные материалы позволили существенно увеличить пролеты при одновременном уменьшении массы сооружений. С помощью научных методов расчета, поисков новых конструкций. а также новых форм несущих структур удалось придти к новым архитектурным и инженерным принципам, вместо классической системы сжатых колонн появились человеческой деятельности как результат длительного эволюционного процесса. Однако сначала следует упомянуть об одной характерной черте этого процесса.

На протяжении тысячелетий все в большей степени проявлялась как в общей форме, так и в деталях элементов несущих структур тенденция приближения к формам аналогичных структур живой природы, а также стремление к перенесению привычных способов создания отдельных элементов структур на новые материалы и выполняемые из них элементы конструкций. Этот феномен назван Л.Адлером "инерционная" тенденция формы". Корни такой инерции выявляются еще на ранних этапах зарождения всех человеческих цивилизаций. Их первое проявление заключается в непосредственном переносе приемов, характерных для деревянной архитектуры, в которой элементы несущих структур состоят в основном из стоек и прогонов, соответствующих стержневым формам растительных структур и их деталей (например, стеблей папируса) , на строительство долговечных сооружений из камня, как обработанного, так и необработанного.

Всегда необходимо длительное время для того, чтобы человек осознал специфику нового материала и применял его действительно в соответствии с его свойствами.

Примеры инерционной тенденции мы находим и в наши дни, Л.Адлер замечает : "К началу эпохи применения железа в строительных конструкциях (начало Х1Х в.) повсеместно в Европе приемы строительства, обычные для камня, были перенесены на новый материал и все привычные античные капители и колонны с каннелюрами выполнялись в виде чугунного литья.

Было бы, очевидно, неправильно думать, что это явление следует объяснять лишь недостаточно творческим подходом к новым задачам, здесь мы в большей степени имеем дело с психологическими основами укоренившейся устойчивости.с силой воздействия исторической структуры сознания. В качестве примера напрашиваются железные стойки станции Якобшталь на городской железной дороге в Берлине, которые бездумно выполнены в виде античных колонн". В этой связи автор цитирует Шинкеля, который в дорожном дневнике 1826 г., написанном во время его поездок во Францию и в Англию, приводит любопытные детали, кажущиеся нам сегодня невероятными: ". . . прогулка для осмотра великолепной и роскошной паровой машины. Каркас паровика, выполненный из полированной стали с золотыми капителями колонн, поясками и карнизами, подобен зданию храма".

Для понимания, анализа и оценки несущих конструкций и структур окружающей нас градообразующей среды необходимо исходить из внешней формы проявления сооружения и далее через изучение материальной реализации несущей структуры (несущей конструкции) подходить уже непосредственно к самой несущей структуре, рассматривая ее в отвлеченной форме с точки зрения несущих функций.

Качественная оценка несущих структур может производиться или путем сравнения с несущими структурами сооружений того же исторического периода, путем сравнения с несущими структурами, которые соответствуют достигнутому в настоящее время техническому уровню, или же путем сравнения с несущими структурами живой природы.