Основа равновесной симметрии

Основа равновесной симметрии

23.07.2012 14:57
Основа равновесной симметрии

В основе равновесной симметрии западного портала кафедрального собора в Страсбурге лежит та же эстетическая привлекательность, что и в структуре диатомеи, которую мы видим в 100-кратном увеличении.

Узлы конструкций Эйфелевой башни можно сравнить с изображением микроструктуры ткани радиолярии; здесь мы встречаемся с примером оптической аналогии. Оптимальное конструктивное решение минимальные затраты материала г максимальная активизация механизмов сопротивления влияниям среды (в особенности, по отношению к механическим и химическим воздействиям).

Панцири с пузырьковой или коробчатой, а также с каркасной структурой состоят не из отдельных клеток (как, например, древесина), и из цельной массы. Между обеими половинками панциря проходит шов. У многих видов диатомеи структура панциря отличается сложным коробчатым строением или же представляет собой однослойную перфорированную конструкцию; через такие структуры панцирей осуществляется обмен веществ. Структура панциря зависит от плотности стенок клетки.           

Из простых геометрических решеток образовано все многообразие диатомовых водорослей. Формы решеток элементарны. Диатомеи имеют крупные или мелкие оболочечные решетки с прямыми, сложными и спиралевидными промежуточными стержнями.

Конструктивное решение краевой зоны покрытия, может быть уподоблено структуре радиолярии, структура динафитовой водоросли имеет много общего с конусообразной конструкцией телевизионной башни; бросается в глаза оптическая аналогия конструкции опоры воздушной линии электропередачи и структуры радиолярии с необычной сужающейся формой. Рассмотрение биотехнических проблем было бы неполным, если мы не коснулись бы вопроса целенаправленного использования наших знаний в этой области для решения проблем техники будущего. То же самое относится и к вопросу сравнения законов эволюции и законов развития техники.

Так же, как и в природе, развитие архитектуры идет непрерывно, с таким же качественным переходом от простого к сложному. Применительно к живым организмам мы говорим о наследовании тех или иных качеств, в то время как в архитектуре, согласно точке зрения Ю.С.Лебедева, С.Б.Вознесенского и О.А.Гоциридзе, последовательность рассматривается как традиция. Общим является факт самого процесса развития, который по мнению многих ученых можно прогнозировать как для органической природы, так и для архитектурных форм и несущих конструкций. Н.И.Вавилов доказал это на ряде опытов с растениями. Анализы показали, что "среди мутаций царит не хаос, а имеются вполне определенные, точно установленные направления, сопровождающиеся появлением новых наследственных признаков". Открытый этим ученым закон "гомологических рядов, по которым определяются будущие формы растений", сравнивается с периодической системой элементов Д.И.Менделеева. Советские ученые высказывают мнение о возможности "применения этой методики для прогнозирования будущих архитектурных форм и форм несущих конструкций".

Далее необходимо коснуться вопросов, связанных с взаимозависимостями функциональных принципов и принципов воссоздания живых и искусственных структур, пояснив их наглядно на ряде примеров.