Общее устройство современного грузового автомобиля
Основным типом грузового автомобиля является автомобиль, снабженный двигателем внутреннего сгорания карбюраторного или дизельного типа.
Каждый грузовой автомобиль снабжается кузовом, в котором располагается перевозимый груз. Отдельно от помещения для перевозимого груза устанавливается кабина водителя. Совокупность всех механизмов и устройств автомобиля в сборе, за исключением кузова, объединяется общим названием — шасси автомобиля.
Все механизмы и устройства автомобиля можно разбить на четыре основные группы: 1) двигатель; 2) трансмиссия, или силовая передача, в которую входят следующие основные механизмы: сцепление (фрикционная муфта); коробка передач; карданный вал, соединяющий коробку передач с главной передачей автомобиля; главная передача, которая служит для увеличения вращающего момента; дифференциал, распределяющий вращающий момент, передаваемый от главной передачи к ведущим колесам; полуоси, соединяющие дифференциал с правым и левым ведущими колесами автомобиля; 3) ходовая часть автомобиля, состоящая из рамы, переднего и заднего мостов (осей автомобиля), рессор и колес, снабженных пневматическими шинами, а также амортизаторов; 4) механизмы управления автомобиля, состоящие из системы рулевого управления и тормозной системы. На рис. 8 показано шасси автомобиля ГАЗ-51 с двигателем.
На всех отечественных грузовых автомобилях общего назначения установлены в настоящее время двигатели с водяным охлаждением, которые расположены в передней части автомобиля. Привод на задние колеса осуществляется карданной передачей. Все грузовые автомобили общего назначения имеют задние оси с двухскатными колесами, подвеску колес на продольных полуэллиптических рессорах.
Кузова основных моделей автомобилей-самосвалов — цельнометаллические, с гидравлическими подъемниками для опрокидывания кузова назад.
Кабины большинства грузовых автомобилей общего назначения и самосвалов — трехместные.
Автомобили повышенной проходимости имеют привод от двигателя на все колеса и шины с грунто-зацепами.
Грузовые автомобили общего назначения выпускаются отечественными заводами различной грузоподъемности: 0,8-тонный УАЗ-451Д; 1,5-тонный ГАЗ-56; 2,5-тонный ГАЗ-51А; 3,5-тонный Урал-ЗИЛ-355М; 4-тонный ЗИЛ-164; 6-тонный МАЗ-200; 12-тонный ЯАЗ-219, которые составляют основные модели грузовых автомобилей, выпускаемых с 1960 г. С 1962 г. выпускаются улучшенные модели грузовых автомобилей: 0,8-тонный УАЗ-452Д; 3—3,5-тонный ГАЗ-53Ф; 4—5,5-тонный ЗИЛ-130 и ЗИЛ-130Г; 5-тонный (плюс пять тонн буксируемого прицепа) трехосный автомобиль высокой проходимости Урал-375; 7,5-тонный МАЗ-500. В эксплуатации находятся в настоящее время грузовые автомобили марок ЗИЛ-150, ЗИЛ-151 и ЗИЛ-157, выпускаемые 30 Московским автомобильным заводом имени Лихачева. Из них автомобиль ЗИЛ-157 является трехосной машиной повышенной проходимости, имеет более мощный двигатель, чем у ЗИЛ-150 и ЗИЛ-151 (107 л. с), а также специальные шины с устройством для регулирования давления в них с места шофера во время движения. Грузоподъемность его 4,5 т. Максимальная скорость 60 км/ч.
< Предыдущая | Следующая > |
---|